Wednesday, 30 December 2009

Post #6: "On The Radio - Uh Oh..."

“- Сэры! Хотите знать, что такое Америка?
- Хотим, - ответили мы.
- В таком случае, смотрите.
И мистер Адамс указал рукой на плакат, который мы чуть было не проехали. Мы увидели большую картину чрезвычайно трогательного  содержания. Была изображена прелестная молодая мать типа Греты Гарбо с прелестной девочкой (типа Ширли Темпл) на руках. Позади стоял  чудный  ангел-хранитель  с  лицом голливудского кинолейтенанта и с большими крыльями.
- Нет, нет, - кричал мистер Адамс, - подпись! Подпись! Вы знаете, что говорит ангел-хранитель этой доброй маме? Он советует ей положить деньги в банк на имя ребенка. Ангел так добр, что даже объясняет, в какой именно банк следует положить деньги!”
Ильф и Петров «Одонэтажная Америка»

По пути из Чикаго мы привыкли к американским дорогам (да и они, к слову, стали немного лучше качеством, когда мы покинули штат Нью-Йорк) и смогли уже, лишь изредка погладывая на экран iGo, расслабиться и предаться прослушиванию чудесного продукта  капиталистического общества - радио-рекламы (тем более, что до Сент-Луиса наша "культурная программа" не предвещала никаких особо волнующих событий).

Реклама преследует американцев везде (и они этому рады), ведь т.н. “средний американец” (пусть и будучи теоретической абстракцией) – натура пассивная, ему надо подавать все разжеванным и готовым; решения принимать он не хочет, поэтому и обожает рекламу, ведь без нее над каждым жизненным шагом пришлось бы думать, брать на себя ответственность, что очень осложняется известным следствием капитализма - безыдейностью. А посему помощь со стороны рекламных агенств - просто незаменима (за пояснениями обращаться к Beigbeder-у, при себе иметь как минимум "99 франков":-).
Итак к делу: о чем же говорят на американском радио? Не знаю, то ли я мало слушала радио-рекламу в Беларуси (и возможно продолжаю мало слушать ее в Австрии и Голландии), но американская реклама показалась мне "совсем другой". Во-первых, из-за disclaimer-ов (это, кстати говоря, из-за своей абсурдности - my favourite part). Disclaimer обычно идет в конце рекламного сообщения и представляет собой ускоренные в два и более раз всевозможные оговорки, исключения или официально - т.н. «отказ от ответственности». Чаще всего disclaimer  просто сокращают до лаконичного “terms & conditions apply”, но довольно часто он носит более развернутый характер. Тогда, до комичности ускоренный голос пытается перечислить все побочные эффекты (типа диарея-золотуха-головная боль-шок-кома-смерть :-) какого-нибудь лекарства или недостатки рекламируемой услуги, тщетно стараясь при этом окончательно не опустить его "ниже плинтуса".
Второй уровень различия - содержание: самая часто ротируемая категория - еда. Про это я уже упоминала в одном из предыдущих  постов. Не знаю, как у американцев, но у меня прелести гамбургера, расписанные томным голосом, неизменно вызывали аверсию на еду в любых ее проявлениях. Ну что ж, рекламные цели достигнуты не были, зато ни я, ни Сергей за время пути не поправились :)
Третья большая рекламная категория отражает еще одну злободневную американскую тему (в иерархии важности она, пожалуй, занимает следующую после ожирения строчку): долги по кредитам. Многочисленные компании обещают «быстро помочь уменьшить ваш кредитный долг» или «в мгновение ока предоставить "до 100 $ cash"». Последняя услуга показалась мне как-то особенно странной: это для тех, кому захотелось гамбургер, а сотку до зарплаты стрельнуть не у кого?
Следующая довольно специфическая категория - реклама церквей... Вообще – религия и религиозность в Америке – это настоящий феномен, и, так сказать, «отдельная история». История, на которой я остановлюсь поподробнее. А начну ее я со следующей рекламки церкви (смотреть тут), на которую недавно наткнулась на flickr-е. Нельзя не отметить креативность "святых", но в целом я была до глубины души возмущена навязчивостью религиозных организаций в США и, в частности, их радио-персонами. Глубокие и (предположительно) располагающие к доверию (разумеется, исключительно мужские) голоса со всех радиостанций призывают вас встать на путь истинный и срочно свернуть с шоссе на EXIT такой-то для незамедлительного спасения души и уплаты "десятины".
Начиная с оклахомского участка Route 66 (о нем подробнее в следующем посте), а затем и на протяжении всего нашего путешествия на каждом шагу встречались billboard-ы и вывески огромного количества различных церквей (я даже не подозревала, что большинство из них существуют): 1st Christian Church, St. Baptist Church, Presbyterian Church, Living Water Church, Saint John's Lutheran Church, Seventh Day Adventist Church, etc., etc., etc... Конечно же, все названия записывать не было времени (да и, признаться, желания), но из случаев, когда камера была под рукой, собралась вот такая небольшая подборочка:
Церкви в Америке, к сожалению, не только многочисленны, но и могущественны.  Для меня было очень удивительно, когда (ввиду занятия мной более активной гражданской позиции:-) я узнала, что США - "фанатично религиозная страна". Мне почему-то всегда казалось, что экономическое и политическое развитие автоматически искореняют примитивно-религиозное мышление и уступают место просвещенности и науке.
Но не тут-то было! Все кому не лень: политики, бизнесмены и прочие "властьпридержащие" примешивают религию куда можно, и куда нельзя. Например, социально-критический фильм Religulous (2007) Bill-а Maher-а не зря начинается с памятной многим реплики George W. Bush-а – „I believe that god wants everybody to be free …. & that’s part of my foreign policy“. Такая идентификация с Господом Богом, одновременно и комична, и трагична, но вообще я заметила, что республиканцы особенно охотно используют авторитет Бога, когда нужно оправдать что-нибудь, находящееся на грани с преступлением против человечества (вроде вторжения в Ирак), или звучать убедительно, не имея ни одного логичного и рационального довода.
Мне была особенно интересна тема, которую Bill Maher затрагавает в своем фильме: почему же вообще получилось так, что США стала религиозной страной? Если взглянуть на некоторые цитаты «отцов-основателей США», то получается, что третий президент США и философ эпохи Просвещения Thomas Jefferson полагал, что “Christianity is the most perverted system that ever shone on men”, Benjamin Franklin прогрессивно считал, что “Lighthouses are more important than churches”, а John Adams вообще открыто придерживался мнения, что “This would the best of all possible worlds if there was no religion in it”.
Не вдаваясь в глубины возможных причин популярности религии, прокомментирую одну цитату из фильма: "Religion is dangerous because it allows human beeings, who don’t have all the answers to think that they do". Когда люди не мыслят критически и не задают вопросов, то   политикам, а также религиозным активистам легко, аппелируя к традициям и Богу, манипулировать и без того запутавшимися в сложностях мира и социума американцами. А откуда у работающих в три смены американских граждан, пытающихся погасить долги, тянущиеся еще с детства, могут быть силы, время, желание и умение к критическому мышлению? А тут как раз удачно подспевает религия и услужливо предлагает счиатать благодетелью покорность и полное отсутствие рефлексии (которое, чтобы не вызывать лишних подозрений, называется "верой").
Однако, несмотря на мое ярое желание, чтобы в споре с религиозными американцами "родилась истина", я все же решила внять дельному совету, который когда-то дал нам в Нью-Йорке Аравинд: "Если вам дорога собственная жизнь, не встревайте в разговоры на тему религии (особенно будучи на Среднем Западе), а если вдруг такой разговор все-таки "сам по себе" начнется, то отвечайте «Yeah, God is great» и медленно отползайте к выходу :-), так как закончиться такая история может печально (ведь, например, в Техасе, до сир пор абсолютно легально можно застрелить любого, кто, например, без спроса зашел на твою собственность:-) Ну и уж тем более, если "чужаки" еще и посягают на правильность твоей жизненной философии! Однако, есть и хорошие новости: один из последних опросов общественного мнения на тему религии в США показывает, что 29% американцев считают, что религия уже "изжила себя". Ну, может быть, хоть кто-то наконец начнет задавать вопросы и критически смотреть на вещи...?
Фух!.. Вот такое "лирическое отступление" навеяло мне прослушивание американской авто-рекламы...
Вот так, пока я размышляла над проблемами человечества, мы уже подъехали к St Louis (Missouri), где планировали посмотреть Gateway Arch, которую называют «Эйфелевой башней Великих Равнин». Построенная в 1965 году, Арка имеет высоту 189 метров и символизирует историческую роль St Louis-а в качестве “Gateway to the West” ("Врата на Запад") для множества get-rich-quick-dreamers, которые направлялись в Калифорнию, когда там в 1849 году нашли золото.

Арка является самым большим на территории США памятником, на вершине его располагается смотровая площадка, на которую посетителей доставляет тросовый лифт, специально разработанный для уникальной конструкции арки, т.к. ни одна из до того момента существовавших конструкций лифтов не подходила к супер-инновативной форме Gateway Arch. Кстати, одно из моих ярких детских воспоминаний - фото арки в Сент-Луисе в книге рекордов Гиннесса 1991 года выпуска:  помню, что еще тогда я и решила, что, если я когда-нибудь попаду в США, то обязательно доберусь до далекого Миссури, чтобы посмотреть на такую диковинку.
Сам Сент-Луис оказался городком не особенно примечательным, а потому мы без дальнейших промедлений отправились в сторону Техаса.
На ночлег мы решили остановиться в Tulsa, Oklahoma, т.к. больше всего меня заинтересовало описание классического Route 66 Motel-я Desert Hills Motel (5220 E 11th St).
Он был построен в 1953, считается одним из “classic low-cost Route 66 motels” и за 45$ предлагает довольно оригинальный experience: с одной стороны - довольно современный (wi-fi, пол с подогревом), но в то же время - gritty (изрядно “заюзанная” ванная, и чуть покосившиеся двери, будто сделанные из картона). В общем, ощущения в лучших традициях Hitchcock-овского "Psycho" обеспечены!
Мотель знаменит не только своим расположением на Route 66, но и тем, что тут снимались некоторые сцены из фильмов "The Christmas Child"и "Return to Sender". Когда мы уже садились в машину, хозяин мотеля (который, видимо, еще с прошлого вечера приметил, что я фанатично фотографирую неоновые вывески Desert Hills Motel и значки Route 66), подошел ко мне и просто, кратко, но торжественно сказал: “I wanna give you this” и протянул в руке наволочку для подушки с логотипом мотеля и надписью “I’ve done laundry at the Desert Hills Motel, Oklahoma”. Как говориться: "Мелочь, но приятно!" :-) Сейчас как раз валяюсь на подушке с этой наволочкой, и события далекого сентября из-за этого кажутся мне как-то особенно реалистичными, несмотря на заснеженный пейзаж и новогодние гирлянды за окном...

10 comments:

  1. =) как всегда очень радостно увидеть новый пост

    Про рекламу, насколько я знаю в нашей маленькой стране тоже есть разного рода ограничения и условия для рекламы на радио, и я пару раз даже слышал, как после рекламного скетча девушка с четкой дикцией быстро-бытсро сообщает про номер лицензии, орган ее выдавщий и про дату окончания =)
    Но видимо поскольку, взяткодавание стоит дешевле рекламного времени по этому эти скороговорки являются скорее исключением чем правилом

    Про религию, мне почему-то вспомнился Бангалор... там на каждом углу висели плакаты и билборды с длиноволосыми бородами мужчинами... сначала я думал, что там были выборы... оказалось, что это не выборы, а конкурирующие духовые лидеры вкладывают в рекламу своей духовности

    Как не крути но до сих пор то там, то тут (в основном там) убивают, взрывают да и просто бъет по причине релегиозных убеждений... Чего-только стоит война индуиистов (тамильцев) - с буддистами (сингалами) на Шри Ланке... Если уж такие мирные религии не ужились друг с другом, то чего говорить про ислам

    Помоему статую радуги я видел в сериале "Лунный свет". Там была девушка-леприкон из ирландии, которая закапала свой горшок с золотом под "радугой" =)

    Как всегда, спасибо за позновательный пост ;)

    ReplyDelete
  2. ad белорусский disclaimer: кстати, с номером лицензии - это хорошая идея, а вот "полезность" подробного перечисления побочных эффектов лично для меня - спорный вопрос. с одной стороны - дача полной информации, а с другой - зачем тратить время потребителей, мы что: сами не в состоянии решить, что покупать? ведь ежу понятно, что у любого препарата есть side effects. может я не хочу в свое свободное время слушать про "диарею-золотуху" и предпочитаю осведомится об этом непосредственно перед покупкой в аптеке?

    ad "религиозные войны": вот поэтому-то я и люблю путешествия -> they raise awareness: сидя дома не видешь целостной картинки и собственная религия и уклад представляются единственно правильными, за них можно захотеть и насилие над кем-нибудь учинить. Но когда видишь всю красоту и многообразие культур мира, то в голове не укладывается, как можно хотеть это уничтожить и "причесать под одну гребенку" (как хотят все религиозные лидеры).
    Может это прозвучит чересчур однобоко и упрощенно в данном контексте, но мне кажется, если бы воинственные мусульмане, синглы, тамильцы, etc. побольше путешествовали и хотя бы одним глазком увидели the beauty of diversity, то, скорее всего, не были бы больше так уверены в абсолютной правоте своих догм ...

    ad "статуя радуги": хаха, свежий взгляд на Gateway Arch! а я все думала: что ж это она мне напоминает :):):)

    ReplyDelete
  3. я добавлю ещё про американскую рекламу.
    Вот классика американской рекламы.
    Wait just one minute before you answer! Can you believe it? How much did you guess? 99$! Order today! :-)

    А вот более продвинутая версия.

    ReplyDelete
  4. @ pkrasnop: да, уж, awesome-ее не бывает :)

    ReplyDelete
  5. Про религиозность Штатов никогда не задумывалась. Интересный инсайт. Про Gateway Arch прикольно - детские мечты - это очень важно:)
    П.С, почему твои посты НЕ копируются???

    ReplyDelete
  6. @ Alesia: да, религия в США - тема занимательная... если интересуешься, обязательно посмотри "Religulous" - хорошая "исходная точка".

    LOL, посты не копируются - copyright protection :D Не, на самом деле, обрати внимание: текст постов - белый, а поэтому, если копируешь, надо просто после вставки поменять цвет шрифта в документе:) ну и © не забыть, конечно ;)

    ReplyDelete
  7. Что за странное радио вы слушали? :)
    А вообще люди которые мыслят самостоятельно давно уже подключили себе спутниковое радио - и никакой рекламы.
    Насчет религии - я думаю побывав в Нью Йорке, ЛА и Сан Франциско вы поняли, что все очень сильно зависит от штата. Недаром наиболее свободомыслящие и независимые люди в сша живут на "побережьях".

    Кстати прикольно, что из фоток церквей - на двух из них церковь of Scioentology, одной из самых дурных церквей сша, постоянно балансирующей на грани культа. :)

    ReplyDelete
  8. @ serezhkin:
    ad radio: радио слушали то, которое было в прокатной машине :) видимо, Hertz решили не разоряться на "спутниковое" :)
    но в данном случае даже классно, что была реклама - а то бы не познакомились с "местным колоритом" :)
    ad Scientology: хехе, а про Scientology, думаю, все из-за Том-а Круз-а наслышаны :) я специально обе в коллаж добавила - уж очень часто встречались их вывески, куда бы мы не подались!
    ad "толерантность": да, конечно, все зависит от штата, но, тем не менее, религия - "больная" тема в США. Это вдвойне непривычно: во-первых, как представительнице "постсоветского атеистического пространства"; во-вторых как жительнице Европы, где разные религии уже давно научились уважать свободу вероисковедания и никто не падает в обморок, если ты (не)/веришь в того же самого "бородатого дядьку", что и они.

    ReplyDelete
  9. Очень понравилось твое "лирическое отступление" про их взгяд на религиозность...мне импонирует твоя точка зрения, поэтому приятно прочитать ее лаконичное изложение...

    ReplyDelete
  10. @ amelidia: danke sehr! очень приятно встретить "Gleichgesinnte", особенно в размышлениях на такие tricky темы...

    ReplyDelete