Saturday 28 December 2013

Greece (Day 8): Heraklion, Knossos, Archanes

Перед отъездом из Панормо, мы сердечно попрощались с хозяйкой Castello Apartments Тиной. Напоследок она подсказала пару отелей, где бы она рекомендовала остановиться в Гераклионе: Iraklion Hotel, Castello City Hotel. Однако, комнат по доступной цене уже не было, поэтому самой приемлемой альтернативой оказался Hotel Athinaikon (Ethnikis Antistaseos 89, Heraklion, Tel.: 2810228526). Они предложили приятную цену и стратегически удобное расположение - как относительно Кноссоса (чтобы добраться до дворца нам не пришлось даже сворачивать с авеню Ethnikis Antistaseos, на которой располагался отель), так и относительно аэропорта (что было важно, т.к. рейс домой на следующий день был очень ранним).

Heraklion 

5-й по величине город в Греции, Ираклио - "мегаполис Крита", где самолеты садятся каждые 10 минут, и куда прибывают практически все приезжающие на Крит туристы.
Ираклио стал столицей Крита в 824 н.э., когда арабы превратили его в важный перевалочный пункт работорговли, и с тех пор, из-за своего стратегического местоположения, город уже не сдавал своих "столичных" позиций. У столицы Крита много имен: при арабах он назывался "El Khandak", при Византии - "Khandakos", а при Венецианцах: "Candia". Каждый из "владельцев" оставил не только разные имена города в анналах истории, но и новое архитектурное и культурное наследие, превращая город в лабиринт зданий тех эпох, многие из которых сохранились по сей день даже несмотря на то, что Ираклион сильно пострадал во время второй мировой. 
Несмотря на то, что на венецианские стены я уже насмотрелась вдоволь и в Frangokastello, и в Chania, и в Rhethymno, сердце немножко защемило от того, что так и не удалось глянуть на крепость в Ираклио или пробежаться по району Agia triada, отведать местные доннаты loukoumades, выпить еще одну чашечку ароматного греческого кофе у фонтана Bebo на Kornarou Square.
Но мы не стали долго сокрушаться по этому поводу и отправились к цели, которую я предвкушала с самого приезда на Крит - Кносский дворец. В археологическом музее в Ираклионе можно найти множество находок из дворца, в том числе и оригиналы фресок: procession fresco, griffin fresco (Грифон – мифическое животное с туловищем льва и головой орла, которое символизирует царскую власть (лев) над небом (орел) и землей (хвост в виде змеи), dolphin fresco (из мегарона/холла царицы, см.ниже) и фреска, которая многократно показана в BBC фильме Atlantis: End of a World, Birth of a Legend (2011), bull-leaping fresco. Кстати, интересный факт, связанный с фресками и подтвержденный многочисленными археологическими находками, выставленными в музее Ираклиона: на всех фресках заметно, что изображенные на них люди всегда имеют браслеты на руках. Оказывается, что эти "древние фенечки" использовались минойцами как своеобразные ID – по ним можно было узнать всю персональную историю владельца. Богатые граждане носили браслеты из lapis lazuris, бедные – из глины, а символы на браслетах предоставляли более подробную информацию о роде и происхождении владельца.

Knossos

Кноссос ( Κνωσσός) – столица минойской цивилизации, получившей это название в честь царя Миноса, мифического правителя Крита. Она была самой первой развитой европейской цивилизацией, беря свои истоки и вдохновение от Месопотамской и Египетской. Грандиозность минойской культуры можно почувствовать, посетив самый хорошо сохранившийся дворец того периода: КНОССОС. Однако, хотелось бы предупредить путешественников, что если Вы хотите, чтобы экскурсия осталась в памяти красочным приключением, где фрески и камни оживают, чтобы поведать Вам впечатляющую и трагичную историю Минойской цивилизации, то стоит обязательно взять гида. Иначе, если вы, конечно, не археолог по профессии, Вы окажетесь перед грудой камней и обломков безликих построек. Следует помнить, что как и везде в Греции, цены на гидов – скорее рекомендация, чем данность. При первом "подходе" милое собрание пожилых дам-гидов сообщило нам, что если мы готовы заплатить по 30 евро с носа, то наш индивидуальный тур начнется сию же секунду. Я четко поняла, что ключевое слово тут "сию же секунду", вежливо объяснила, что никуда не спешу, и поинтересовалась, а сколько же придеться ждать, если мы заплатим по 10 евро? Оказалось, что где-то минут 20, пока почтенные дамы наберут группу людей, чтобы часовой тариф составил для них в сумме не менее 60 евро :-) Пока ловкие гиды "вербовали" немецко- или хотя бы англоговорящих зевак, мы присели освежиться греческим кофе в забегаловке Knossos Bar, владельцы которого были верны доминирующей теме Кноссоса даже в пароле на Интернет: minoas123. Мы пеекинулись парой слов с официантом: он сразу же решил, что мы явно из "северных стран", поскольку в отличие от других, ищущих тень посетителей заведения, мы выбрали самый солнечный столик. После приятной беседы мы направились к почтенным дамам-гидам, которые ко времени нашего возвращения уже навербовали еще 4 человека, и экскурсия началась.
В начале 20-го века британский исследователь Сэр Артур Эванс (Sir Arthur Evans) откопал Кносский дворец, и найденные им детали быта поведали историю расцвета минойской культуры. Многие археологи критикуют Эванса за его "креативную интерпретацию" древних архитектурных ансамблей, которые он добавил в избранных местах на раскопках. Он это сделал, чтобы дать представление о том, как, возможно, выглядел дворцовый комплекс в те времена. Однако, остается загадкой, насколько то, что мы видим сегодня, было похоже на тогдашнюю реальность. Тем не менее, при помощи такой визуализации, мы хоть немножко можем представить себе, как тогда выглядели основные элементы постройки того времени.
Расцвет минойской культуры и период значимости Кносского дворца имел место с 3400-2100 до н.э. пока в 1700 BC не нахлынуло первое цунами, которое разрушило дворец. Однако минойцы не сдались и отстроили на его месте еще более сложный архитектурный ансамбль, который простоял там до 1400 года до н.э. пока кто-то по неосторожности не "спалил всю хату". Несмотря на всю свою креативность в архитектурных и канализационных делах, Минойцы оказались не сильны в противопожарной безопасности: разгоревшийся пожар стало невозможно остановить после того, как несколько ритонов (сосудов конической формы содержащих оливковое масло, см. ниже) разбились и, в буквальном смысле, "подлили масла в огонь". Гигантские сосуды для продуктов (гигантские сосуды использовались не только для хранения масла, но и, например, меда - эти имели еще болший размер) вообще, имели довольно мрачную историю... Наша гид не преминула рассказать нам "трагичную байку" о царском ребенке, который утонул в одном из таких медовых сосудов. Кстати, необычнй факт из истории минойцев: средняя продолжительность их жизни составляла 35 лет!? Причем действительно необычным его делают археологические находки, которые не выявляют никакой очевидной объективной причины (например, присутствие хронических болезней или следов систематической насильственной смерти, наступавшей после определенного возраста), которые могли бы объяснить столь молодой средний возраст ухода из жизни.
Судя по всему, Минойцы были не очень воинственным народом: вместо высоких стен с бойницами они предпочитали почти юморной способ защиты – лабиринт. Интересно, что, как оказывается, знаки обоюдоострой секиры (double sided axe или по-гречески: λάβρυς), а также некоторые другие (на первый взгляд: загадочные астрологическими символы), использовались как указатели для выхода из лабиринта, так сказать древние альтернативы современным обозначениями вроде «ВЫХОД», «ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРСОНАЛА» или «ВХОДА НЕТ». Да и обоюдоострая секира – символ скорее религиозный, чем военный.
Отсутствие воинственности по отношению к себе подобным минойцы компенсировали необычным хобби, граничащим с легкой одержимостью: прыжки через быков. Быки вообще играли центральную роль в символике: бычьи рога являлись символом религиозной и политической силы короля, о чем свидетельствуют многочисленные стены, увешанные фресками, изображающими bull games. Кстати, фрески - как идея рисовать на мокрых известняковых табличках - были придуманы именно на Крите.
На многчисленных фресках, изображающих традиционный спорт прыжки через быка, мы видим как мужчин, так и женщин, участвующих в действах - интересный факт, свидетельсвующий о социальном равноправии женщин и мужчин в Минойском обществе. Кстати, традиционно юношей отображали красным, а девушек – белым цветом.
Именно это необычное увлечение минойцев быками послужило основой для легенды о Минотавре, мифическом полубыке-получеловеке, в жертву которому ежегодно отдавали 15 девушек и парней. Известно, что когда в играх с быками проигрывал спортсмен, то говорили "bull ate the acrobate" - метафора понятна даже непосвещенным.
Прыжки через быков и сопутствующие им ритуалы окружены мистикой и являются камнем преткновения для многих археологов. Официальная версия, которую рассказывают на экскурсии по Кноссосу, заключается в том, что игры с быками происходили во внутреннем дворе, а зрители находились по четыре стороны по периметру. Однако, в такой теории есть некоторе нестыковочки вроде того, что как быкам, так и спортсменам было бы практически невозможно нормально передвигаться по скользкому каменному покрытию двора, не говоря уже о том, что там просто нету достаточно места ни для того, чтобы животные могли разогнаться, ни для того, чтобы спортсмены могли выполнить какие-то сложные акробатические элементы. Альтернативное (и более вероятное) место арены для игр с быками находится вне дворца, на дне долины за рекой. Река, конечно, сегодня пересохла, но во время расцвета минойской цивилизации она была судоходной: корабли с товарами поднимались по ней прямо до специального мини-порта, находящегося, по сути, во дворце. Оттуда товары после прохождения "таможни" заносили внутрь.
Кстати, такие интересные логистические и архитекрурные решения, как речная таможня прямо во дворце, не были единственным примером креативности минойской цивилизации. Минойцы были не только выдающимися спортсменами, но и оригинальными строителями. Например, чтобы поддерживать тяжелый потолок во дворце, минойцы использовали колонны из гигантских кипарсов. Недостатка в этих деревьях (обычно встречающихся в (суб-)тропическом климате) в те времена не наблюдалось. Хоть сегодня в это и тяжело поверить, обозревая полупустынный пейзаж, окружающий Кносский дворец сегодня, но во время расцвета минойской культуры кипарисы "колосились" густым лесом, а весь Крит был покрыт практически джунглями (на Крите даже нашли скелеты древних слонов и львов). Чтобы срубленные кипарисы вновь не пустили корни, минойцы переворачивали стволы вверх корнями. Еще один примечательный факт: в современном архитектурном мире ступеньки Кносского дворца являются мерилом эргономичности. Если верить историям, их высота так идеально расчитана под человеческую анатомию, что, несмотря на то, как долго ты будешь подниматься по ним, ноги уставать не будут из-за идеально рассчитанной высоты.
Ну, и конечно, как уже было вкратце упомянуто в предшествующем посте, минойцы изобрели первый туалет с системой гидравлического смыва. Они же создали "прототип кондиционера": Кноссос знаменит своей революционной системой skylights, а также световых колодцев и специальных окон/дверей, которые были закрыты звериными шкурами и обеспечивали движение свежего воздуха и приятный климат внутри помещений в любое время года.
Набродившись по руинам и запечатлев былую роскошь минойкой цивилизации, мы направились к выходу мимо мерно прогуливавшихся по территории павлинов. Интересно, они так же гордо прогуливались тут и 4000 лет тому назад, при правлении царя Миноса?

Archanes 

Свежий воздух и обилие впечатлений идеально подготовили нас к следующей остановке: (по рекомендации Тины) Archanes. Archanes (Αρχάνες) - уютная деревушка чуть дальше Кноссоса (в 14 км от Ираклио), которая знаменита своими тавернами а также винами, т.к. лучшие Критские вина производят именно в этом регионе. Даже Ираклиты зачастую предпочитают обедать там, а не в столице.
Как раз в этот день на главной площади проходил детский праздник, а потому, устроившись поудобнее в одном из ресторанчиков площади, мы с интересом налюдали за конкурсами, песнями, плясками и другими колоритными проявленями сельской жизни Критской деревушки. От всей души могу посоветовать приглинувшийся нам ресторанчик: Lykastos (Epano Archanes, P.C. 70100, Tel.: 2810752433) - сервис там оказался очень внимательным, повар - очень умелым, а меню с "козой тушеной" наконец-о позволило реализовать мою давнюю мечту отведать той самой знаменитой греческой козлятины :-)
Вот на такой приятной кулнарной ноте и заканчивается мое повествование о путешествии по Греции. Благодаря удачному расположению отеля по отношению к аэропорту утренняя дорога была скорой и не утомительной, и Грецию я покидала с явно выраженным желанием вернуться туда еще раз как можно скорее и, по возможности, надолго!

No comments:

Post a Comment